«Комсомолка» проследила эволюцию главных красавиц
отечественного экрана
Ксения Собчак в это не поверит, но гламур у нас
существовал и до ее появления на свет. Вот только
не всегда стильные, таинственные и недоступно-прекрасные
женщины назывались этим странным словом. В советское
время про них говорили «знойная женщина», «мечта
поэта», а кто-то даже отваживался упомянуть отдающее
диссидентством понятие «секс-символ»...
«КП» проследила, как менялся образ главного секс-символа
за последние сто лет. И постаралась выяснить, с
чем это было связано.
НАЧАЛО ВЕКА
ВЕРА ХОЛОДНАЯ
Ее эпоха: крушение старого мира
Типаж: хрупкая женщина-загадка
Рост: 162 см
Параметры: история не сохранила
Первой по порядку, а возможно, даже и по значению,
гламурной красоткой России была, несомненно, королева
немого кино Вера Холодная. Войдя в жизнь людей вместе
с только-только появившимся кинематографом (тем
самым, где механик на заднем ряду крутит ручку аппарата,
а тапер лабает что-то жалостливое), для многих она
стала событием даже более значительным, чем разворачивавшаяся
параллельно Первая мировая война. Сегодня уже не
понять, то ли в ней была какая-то магия недоступности
и утонченности, то ли через сто лет нам просто кажется
таким изящным мир начала прошлого века. Но судя
по тому, что в некоторых городах для разгона желающих
попасть на ее фильмы приходилось вызывать конных
драгун, эта женщина была настоящим символом своего
времени.
Главный гламурный фильм:
Да практически любой. Например: «Позабудь про камин,
в нем погасли огни», 1917 год.
30-е годы
ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
Ее эпоха: строительство нового мира
Типаж: голливудская красота на советский лад
Рост: 158 см
Параметры: знал только товарищ Сталин
Новое время требовало новых героинь, а появившееся
звуковое кино - новых песен. Любовь Орлова пришла
к зрителю, что называется, на стыке эпох: в 1933
году она снялась в немой картине «Любовь Алены»,
а через год уже в более чем звуковой - «Веселые
ребята». Шедшие следом «Цирк», «Волга-Волга» и «Светлый
путь» - самый что ни на есть сталинский гламур.
А уж послевоенная «Весна» с ученой дивой Орловой,
живущей умом в дебрях физики солнца, а телом - в
квартире с домработницей и личным авто (и это в
разоренной войной стране), тут и говорить нечего.
Народу нужна была ткачиха с замашками голливудской
дивы - народ ее получил. Недаром товарищ Сталин
часами мог беседовать с товарищем Орловой по телефону.
Главный гламурный фильм: Квинтэссенция сталинского
гламура - «Весна», 1947 год.
40-е годы
ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
Ее эпоха: страна в труде и бою
Типаж: недостижимый идеал советской женщины
Рост: 166 см
Параметры: засекречены НКВД
Прославившись в 1939-м как «девушка с характером»,
Серова через два года готова была нанести публике
новый сокрушительный удар. Но начавшаяся война,
а в большей степени вердикт худсовета - «низкопробный
и идеологически пустой фильм» - уложили «Сердца
четырех» на полку до 1945 года. Любовь в исполнении
высших сфер советского общества: технической интеллигенции,
военной элиты и просто красиво живущих людей - вот
недосягаемая вершина 40-х.
Главный гламурный фильм: Эх, полюбить, так вот
такую, как вот та, которая с книжкой, и на автомобиле,
и чтобы потом на даче, ну ты, короче, понял - «Сердца
четырех», 1941 год.
50-е годы
АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ
Ее эпоха: большая оттепель
Типаж: женщина-мечта
Рост: 172 см
Параметры: 88 - 58 - 90
Первый фильм с Анастасией Вертинской вышел на экраны
в 1961 году. Но мечта о такой героине и поиск ее
- вот чем все 50-е годы занимался, глядя трофейные
ленты, советский зритель, переживший культ личности
и решений ХХ съезда партии. «А ведь и правда, где-то
на берегу наверняка ждет моих алых парусов красавица
Ассоль, а рядом с ней где-то бродит по тому же берегу
красотка Гуттиэре в поисках если не амфибии, то
хотя бы нормального человека» - вот о чем думал
тогда, выходя из кино, наш человек.
Главный гламурный фильм:
«Алые паруса». Нет, «Человек-амфибия»! Нет, все
же «Гамлет» с Офелией! Или, пожалуй, «Война и мир».
Да нет, ну, конечно, «Анна Каренина»! Будь проклята
проблема выбора!!!
60-е годы
СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ
Ее эпоха: начало застоя
Типаж: сладкая женщина
Рост: 170 см
Параметры: 92 - 60 - 90
«Шанель № 5», «отель «АтлантИк» и «а зачем нам
подружка, мой халатик почти такой же» - даже идеологический
отдел ЦК не смог бы выдумать более изощренных признаков
порочно-западного происхождения пресловутой Анны
Сергеевны. А скромная немецкая девушка Габи, которой
в кафе «Элефант» сам неприступный Штирлиц в восьмой
серии «Мгновений» без обиняков сказал: «Как шахматный
партнер вы меня не интересуете» - и сделал многозначительную
паузу?! Ну а если уж Штирлиц сломался… Казалось,
вот она наша, а почти как не наша, а может, даже
и лучше. Такая и нужна, дайте две!
Главный гламурный фильм: Да здравствует «Мини-бикини-69»
- «Бриллиантовая рука», 1968 год.
70-е годы
БАРБАРА БРЫЛЬСКА
Ее эпоха: кромешный застой
Типаж: учительница с усталыми глазами
Рост: 168 см
Параметры: 85 - 68 - 91
Парадокс, но скромная учительница русского языка
польского разлива оказалась милей гигантского количества
красивейших и талантливейших кинодив отечественного
производства. То ли все, что рождалось хоть чуть-чуть
западнее Бреста, казалось тогда таким притягательным,
то ли гламур и застой - понятия несовместимые… Ирония
судьбы, но ни у кого не возникало вопросов, почему
Женя, практически не глядя, махнул Галю на Надю,
пусть даже говорящую и поющую с чужих голосов. Даже
сквозь новогодний сумрак было видно - она Иная!
Главный гламурный фильм:
«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год.
А что, Брыльска еще где-то снималась?
80-е годы
ЛЮБОВЬ ПОЛИЩУК
Ее эпоха: крах СССР
Типаж: советская женщина-вамп
Рост: 172 см
Параметры: 88 - 63 - 89
У партнерши Андрея Миронова по танго в «12 стульях»
в фильме нет даже имени, а персонаж запомнили все.
Вот только с эпохой ей не повезло. В 80-х мир рухнул
и раскололся под ногами нашего соотечественника,
до гламура ли тут. Но Полищук честно несла этот
крест: через дебри «бабников» и «ширли-мырли».
Главный гламурный фильм:
«12 стульев», 1978 год. Еще разок посмотрим, стильно
ведь танцуют.
90-е годы
ОЛЬГА ДРОЗДОВА
Ее эпоха: накопление начального капитала
Типаж: self-made-wоmen
Рост: 170 см
Параметры: 87 - 62 - 90
В эпоху большого упадка эсэнговского кино с секс-символами
в наших странах было совсем неважно. Первые сериалы
постсоветской эпохи были какими угодно, но только
не гламурными. В этом мрачном малобюджетном царстве
«Остановка по требованию» с бизнес-леди Ольги Дроздовой
смотрелась светлым пятном во многом благодаря таланту
актрисы. Если бы не Дроздова, не быть «Остановке»
ни культовой, ни просто популярной.
Главный гламурный фильм:
«Остановка по требованию», 1999 год. Дроздова доказывает,
что современная женщина может быть дельным человеком
и думать не только о банковском счете.
2000-е
АНАСТАСИЯ ЗАВОРОТНЮК
Ее эпоха: та, что за окном
Типаж: понаехала тут из Мариуполя
Рост: 165 см
Параметры: 90 - 61 - 89
Кто, как ни человек, введший в обиход слово «гламурненько»,
должен был стать символом если не этого самого гламура,
то бесконечного стремления к нему. Няня Вика пробрала
своим гэканьем все население, доказав, что и экс-продавщицы
бутиков в Бирюлеве любить умеют.
Главный гламурный фильм: «Моя прекрасная няня»,
2003 год. А больше и не надо.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Кумиров выбирают не по объему груди!
- Понятие «секс-символ» в СССР, да и в современных
России и Украине, мало связано с сексуальностью
актрис, - утверждает психолог Екатерина КРАМНИК.
- Наши зрители выбирают кумиров не по объему груди,
а по состоянию души. Обратите внимание: в 30 - 40-е
годы, когда в обществе преобладали пессимистические
настроения, когда народу приходилось терпеть лишения,
кумиры прокладывали дорогу к сердцам поклонников
через бронебойные комедии. Любовь Орлова - яркий
пример. Зато когда ситуация улучшалась и стабилизировалась,
на первый план выходили утонченные и романтичные:
Вертинская, Брыльска.
С этой точки зрения в неожиданном ракурсе предстает
современная эпоха. Если судить по одной из главных
ее героинь - Насте Заворотнюк, то Россия сегодня
переживает тяжелые времена или у народа на душе
тяжело. То ли это исключение из правил, то ли то
самое правило, правоту которого мы поймем чуть позже.
Дмитрий СМИРНОВ